Согласно прогнозу глобальной базы рыночных исследований Euromonitor International, к 2023 году российский рынок электронных сигарет, систем нагревания табака и вейпов возрастёт примерно на 411,1%.
В денежном эквиваленте эта цифра для простого потребителя покажется баснословной – 3,7 млрд долларов. Локальные продажи так называемых электронных сигарет каждый год увеличиваются на 30%, и это только на данный момент, что обусловлено их низкой стартовой стоимостью.
Если судить по данному прогнозу, то это как раз-таки самый быстро развивающийся сегмент российского табачного рынка. Но если за 2019-2020 годы рынок увеличится на 41,6%, то скорость роста в 2023 году по отношению к 2022 году уменьшится всего на 32%. Таким образом, по мере насыщения рынка темпы будут постепенно замедляться.
Большинство курящих россиян продолжает выбирать обычные сигареты, однако государство борется с курением, и ежегодный рост налогов оказывают (оказывает) негативное влияние на российский табачный рынок. За пятилетку с 2018 по 2023 год аналитики Euromonitor предполагают его падение в натуральном выражении на целых 30%: с 236,5 млн штук до 164 млн. Однако в денежном выражении будет небольшой прирост: ежегодно не более 6%, а за пятилетку всего на 10%, до 26,1 млрд.
В Euromonitor объясняют, что такой небольшой рост в основном дает растущий акциз. С начала этого года ставка акциза на сигареты и папиросы повысилась на 10,1% и составила 1890 рублей за тысячу штук (плюс 14,5% расчетной стоимости, исчисляемой исходя из максимальной розничной цены, но не менее 2,568 тыс. руб. за тысячу штук). Но (зпт) несмотря на это, рост рынка в денежном выражении замедлится, ведь увеличение акцизной ставки, заложенное на 2020 год, составит всего 4%.
Таким брендам, как IQOS, glo или Juul Labs (небольшие испарители со сменным картирджем, внешне напоминающие флешку) захватывают рынок такими семимильными шагами в первую очередь потому, что ведут достаточно агрессивную маркетинговую политику. Однако, как отмечают аналитики Euromonitor, положение на рынке весьма вероятно может измениться в тот момент, когда государство начнет регулировать данный сегмент рынка так же, как традиционный. Тогда эти бренды уже не смогут рекламировать и продавать свою продукцию онлайн, кроме того, испарители и системы нагрева табака могут быть запрещены для использования в общественных местах. Это вполне возможно, ведь за регулирование рынка выступает Министерство здравоохранения. Оно уделило особое внимание контролю за оборотом электронных средств доставки никотина в своей новой антитабачной концепции.
Сообщение Рынок электронных сигарет и вейпов увеличится в пять раз к 2023 году появились сначала на The Blogger.